hidden
Промыслы
В XIX веке в экономическом укладе ижоры большую роль стали играть отхожие промыслы. Мальчики уходили в подпаски, девушки батрачили на известных в Петербургской губернии огородах под Копорьем. Население восточных ижорских деревень лучше знало русский... подробнее
|
|
hidden
Промыслы и ремесла традиционные
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и... подробнее
|
|
|
hidden
Радуница и Родительские субботы
Для води, ижоры и русских Кингисеппского района Лениградской области характерно существование Радуницы и Родительских суббот, а финнами эти праздники не отмечались. Несмотря на многовековое соседство води, финнов, ижоры и русских, культурное... подробнее
|
|
hidden
Религия (ижора)
Ижоры являются православными христианами. Начало распространения христианства относится к временам Новгородской республики. Еще в XVI в. многие ижоры оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). В документах того... подробнее
|
|
hidden
Ремесла (ижора)
О значительном развитии ремесел у ижор сведений нет, известно лишь, что в XIV – XV веках многие жители Толдожского и Каргальского погостов (северная часть современного Кингисеппского района) выплавляли железо кричным способом, используя при этом... подробнее
|
|
hidden
Рубахи
В прежнее время у ижор и води рубаха была единственной женской одеждой. Пережитки этого мы можем усмотреть в одном старинном описании свадебных обрядов ижор и води. Успенский, описывая обычный костюм ижор, пишет: «После свадьбы молодая ходит в одной... подробнее
|
|
|
hidden
Рыболовство (ижора)
Главным занятием прибрежных жителей было рыболовство, в том числе подводный лов. Писцовые книги начала XVI века отмечают рыболовство, «положенное в оброки», а в списке податей часто значится рыба – «курва» (возможно, так называли корюшку). Основными... подробнее
|
|
|
hidden
Сарафаны
Наиболее старинный сарафан «уммикко» (ummikko) сохранился только в Кингисеппском и Котельском районах. По своему покрою он относится к типу косоклинных сарафанов. Лямки уммикко целиком выкраиваются из переднего и заднего полотнища. Спереди делается... подробнее
|
|
|
hidden
Свадебная обрядность (ижора)
Ижорская свадьба, как и у многих народов Восточной Европы, была двухходовой. При этом в свадебном обряде долго сохранялись архаичные элементы символики связанной с ритуальным переходом невесты из рода отца в род жениха. Выбор невесты осуществлялся... подробнее
|
|
hidden
Свадебные обряды (ижора)
У ижор выбор невесты осуществлялся лишь по желанию жениха. Традиционный ижорский свадебный обряд начинался трехэтапным сватовством, которое порой называлось «тупакат» (от слова «табак»). Сначала родители выбирали свата «кессилюка», который... подробнее
|
|
hidden
Свадьба (ижора)
После введения регистрации молодых в сельсовете отношение к традиционной свадьбе не изменилось. Как и венчание в церкви, она происходила обычно через 2 недели после регистрации. Только тогда молодые начинали жить вместе. В день свадьбы в доме... подробнее
|
|
hidden
Сватовство (ижора)
В качестве сватов обычно засылали родных жениха или его крестных. Зачастую вместе со сватами приходил и сам жених. Сваты приходили, как правило, вечером после окончания работ и приносили с собой табак, выпивку и закуску. Невеста присутствовала при... подробнее
|
|
hidden
Семейные обряды
Грамоты архиепископов Великого Новгорода и Пскова Макарья (1534) и Феодосия (1548) дают возможность предположить существование у ижоры еще в XVI веке пережитков ранних форм брака, когда наряду с первой («предней») женой муж мог иметь других жен, а... подробнее
|
|
hidden
Сотворение мира. Мировое яйцо
Исследователи отмечают большое количество произведений эпической поэзии. Древние мифологические сюжеты сохранились в рунах ижоры. Наибольшую известность получили руны о Куллерво.
В ижорской руне мир из яйца творит ласточка - «птица воздуха». Она... подробнее
|
|
hidden
Социальные институты
Сельская община с регулярными переделами земли представляла основной социальный институт ижоры. Основная форма семьи в начале ХХ века - малая семья. Ижоры не сохраняли отцовскую фамилию, а носили фамилию по имени деда.
Библиография:
1.... подробнее
|
|
hidden
Сундуки
Наиболее старым типом хранилища одежды является круглая, стянутая обручами сосновая кадка на ножках, высотою 67 см. Вся кадка орнаментирована рядами врезанных кружков, диаметром 2см. В такие кадки складывалось прежде приданое невесты. Богатые... подробнее
|
|
|
hidden
Территория расселения
Проблема формирования ижорского этноса остается дискуссионной. Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже I-II тыс. н.э. и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в... подробнее
|
|
hidden
Традиционные поселения
Еще в XVIII веке был ясно и коротко определен основной принцип выбора ижорами мест поселений: они любят жить при озерах и реках и на взгорьях. Здесь не встретишь однообразия русских поселений и скученности водских деревень. Многие ижорские деревни... подробнее
|
|
hidden
Троица (ижора)
Водское население Кингисеппского района на кладбище на Троицу ходило и приносило с собой яйца, крашенные березовым листом в желтый цвет. В могилы втыкали веточки березы или, что характерно только для води, ставили их шалашиком вокруг креста. Та же... подробнее
|
|
hidden
Украшения (ижора)
В Кингисеппском районе с головным убором сапана, старухи носят особое височное украшение „ушникка" (ushnikka), состоящее из полосы холста, шириною в 2 см, к обоим концам которой пришивается по куску красного сукна, обметанному голубой шерстью и... подробнее
|
|
|
hidden
Урмизновский могильник
В 1984–1985 гг. был исследован могильник в д. Урмизно. Он расположен на склоне верхней террасы берега р. Систы. Могильник частично разрушен; 20 исследованных погребений, многие из которых имели нерегулярные каменные овальные обкладки и были... подробнее
|
|
hidden
Усть-Рудицкий могильник
Усть-Рудицкий могильник находится в бассейне р. Коваши на южном побережье Финского залива и исследовался еще в 1866 г. Вскрыто было семь погребений с южной ориентировкой. Скелеты лежали на глубине 0,7 м. В одном из захоронений найдены серьги и два... подробнее
|
|
hidden
Фольклор (ижора)
У ижоры было записано большое количество произведений эпической поэзии (так называемые руны). Ижорские руны были использованы финским фольклористом Элиасом Лeннротом (1802-1884) при создании текста «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наибольшую... подробнее
|
|
hidden
Христианство
Представители народа ижоры являются православными христианами. Начало распространения христианства относится к временам Новгородской республики. Ещё в XVI веке ижора оставалась язычниками и поклонялась природным объектам (камням и деревьям), на что,... подробнее
|
|
hidden
Численность ижорского населения
По материалам П.И. Кёппена в 1848 г. численность ижоры составляла 17800 человек;
по переписи 1897 г. – 13724 человека;
по переписи 1920 г. – 10595 человек;
по переписи 1926 г. — 16100 человек;
по переписи 1959 г. – 1100 человек;
по переписи 1979 г.... подробнее
|
|
hidden
Этноопределяющие черты археологических памятников ижор
Топографический признак могильников – расположенность на крутых склонах холмов и берегах рек или небольших возвышенностях. Внешних признаков погребения чаще всего не имеют, лишь в некоторых случаях под дерном обнаружены нерегулярные каменные... подробнее
|
|
hidden
Юбки
В зимнее время поверх рубахи надеваются пестрые шерстяные юбки, «хаме» (hame). Делаются такие юбки из чистой шерсти или же из ткани, основа для которой берется бумажная, а уток шерстяной. Юбки бывают черного, красного, зеленого и синего цвета, со... подробнее
|
|
|