Статьи / Украшения (ижора)
2/6

Украшения (ижора)


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Ижора
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Одежда

В Кингисеппском районе с головным убором сапана, старухи носят особое височное украшение „ушникка" (ushnikka), состоящее из полосы холста, шириною в 2 см, к обоим концам которой пришивается по куску красного сукна, обметанному голубой шерстью и вышитому белым бисером. Каждый кусок оканчивается низанной из цветного бисера подвеской. Ушникка надевается под сапана таким образом, что неукрашенная холщевая полоса перекидывается через голову, а украшения спускаются на виски. Подобный способ укрепления височных и ушных украшений применяется восточными финнами, а также известен и среди южных великорусов.
Из ушных украшений более ранней формой, исчезнувшей вместе со старинной одеждой, являются серебряные круглые, дутые серьги. На основное кольцо серег нанизывались граненые, дутые серебряные бусы в количестве 3—4 штук. О способе ношения этих серег в старое время население высказывается различно. Одни говорят, что серьги просто подвешивались к ушам при помощи веревочки; другие же - что за край сапана. К серьгам привязывались длинные ленты, которые, перекрещиваясь спереди под подбородком, шли назад, где вторично перекрещивались, и концы их, украшенные кистями, ложились спереди на грудь. Один экземпляр подобных серег встретился нам в д. Манновке Кингисеппского района, но, к сожалению, приобрести его не удалось, так как среди ижор до сих пор еще в силе обычай спрыскивать тяжело больных с серебряных вещей. В данном случае, помимо материала сыграло роль еще и то обстоятельство,что упомянутые серьги не менее 15 раз надевались под венец и, следовательно, приобрели в глазах населения особое значение и ценность.
В старое время в Котельском и Кингисеппском районах носили еще грушевидные медные или серебряные серьги, иногда обвитые жемчугом. Этот тип серег широко распространен в северных губерниях, особенно в Олонецкой. В настоящее время носят серьги городского типа, самых разнообразных форм.
Шейными украшениями служат бусы. Наиболее старинный тип бус представляют собою так называемые "хёлмет" (helmet). Они состоят из крученого шнурка, на который нанизаны граненые цилиндрические и круглые стеклянные бусы в таком порядке: две круглые желтые, две цилиндрические белые и две, такой же формы, синие. К связанным концам шнурка привязана тесьма, проходящая сквозь матерчатую пронизку и оканчивающаяся кистью из красных крученых шерстяных ниток, с белой бисеринкой на конце каждой нитки. Над кистью помещена слегка выпуклая, круглая металлическая бляшка. В этой миниатюрной бляшке, сохранившей по краям двойной ряд насечек, мы можем усматривать редуцированную форму тех металлических, полушаровидных, также украшенных насечкой, колпачков, которые прикрывают кисти косников и поясов у некоторых восточно-финских племен. (Ср. мари). Пронизка хелмет имеет форму квадратика толщиною в 1 см и состоит из куска туго свернутого красного сукна, обшитого с боков позументом; с лицевой и с задней сторон пронизка вышита белым стеклярусом. Узор представляет собою свастику, вписанную в круг. Хелмет надевались на шею таким образом, что кисть их спускалась сзади на сапана. Подобный способ ношения шейных украшений, со спущенной на спину кистью, известен также среди южных великорусов. Бусы более позднего происхождения как, например, "дутики" и др., перемешаны с перламутровыми раковинками и бывают всевозможных сортов.
Молодые, только что вышедшие замуж женщины, независимо от форм костюма носят еще " бант "—украшение, прикрепляемое сзади к вороту. Оно состоит из широкой цветной шелковой ленты, завязанной бантом, с длинными концами. В некоторых местах молодуха носит бант до появления первого ребенка, но, во всяком случае, не дольше 5—6 лет по выходе замуж. В других районах бант носится только в течение года после свадьбы.



Прыткова, Н. Ф.Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926—28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда.—Л.: Изд-во АН СССР , 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к.—(Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С.306—340.

География
Ленинградская обл/Кингисеппский р-н

Библиография
Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. // Западнофинский сборник. – Л., 1930. – С. 306-340.