Статьи / Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел

Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Карелы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Национальные праздники

В карельских календарных традициях устойчиво сохранялись праздники с ритуальными жертвоприношениями животных. Мясо их затем варили и устраивали коллективную трапезу. Эти обряды проводились в разных местностях Карелии в разные дни, причем несмотря на их языческий характер, в дни почитания святых православного календаря: в день св. Ильи, на Успение Богородицы, на Покров и т.д. Преобладала традиция проводить этот праздник в день св. Ильи. Видимо, образ св. Ильи, вознесенного на небо на огненной колеснице, как-то контаминировался с образом языческого бога-громовержца. Интересно, что и церковь в целом не препятствовала проведению этих праздников, видимо, на том основании, что они были связаны с днями христианских святых. В качестве жертвенных животных резали молодых быков, телок, баранов, овец. В Карелии известны такие острова, где эти праздники проводились традиционно и на них собирались люди с обширных территорий. Так, в средней Карелии это были острова Махосоари на Селецком озере и Каличие на Сегозере. На них праздники проводились в Петров день и на Успение Богородицы (15.08/28.08). В южной Карелии на о. Мантинсаари праздник проводили на Ильин день - он назывался "праздником быка". Жертвенного быка здесь откармливал сторож при часовне, который и исполнял роль руководителя праздника. Он начинался с того, что в часовне читалась молитва, обращенная к св. Илье, в которой просили о приросте стада. Сторож продавал свечи, которые ставили в часовне, затем читал Евангелие и просил св. Илью освятить пищу. Затем начинался праздник. Мясо для трапезы готовили в нескольких котлах, и у каждой деревни было свое место для трапезы. Ели на расстеленных на земле белых скатертях, к столу приносили из дома разную снедь, женщины вынимали и раздавали приготовленное в котлах мясо. Часть привезенной еды шла в пользу церкви, в часовнях оставляли также "завещанные" платки, полотенца, платки, деньги, свечи. На Махосоари обряды исполнялись вплоть до 1930-х годов. На острове Мантинсаари последний праздник проведен был в 1892 г. - здесь его отменили по настоянию местной церкви, выступавшей против языческого культа, явно ощутимого в характере праздника.
По народным представлениям, проведение этих праздников способствовало росту трав, обилию урожая; кроме того, считалось, что Илья Пророк охранял скот. В характере проведения праздника сохранились определенные традиции родовой общины. Стоит отметить, что аналогичные праздники были известны у води, ижоры, части финнов. При этом они также были приурочены к дням св. Петра и св. Ильи и проходили в форме общинной братчины (vakkove) с варкой общинного пива, в ряде случаев и с закланием жертвенного быка.

Библиография:

КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ животных на летних календарных праздниках карел: (материалы к описанию обряда) // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/obrad/zhertv.html

География
Исторические топонимы/Карелия

Библиография
КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. URL: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ животных на летних календарных праздниках карел: (материалы к описанию обряда) // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. URL: http://www.vottovaara.ru/karelia/obrad/zhertv.html

Предметный указатель
Водь
Ижора (Ижорцы)
Ильин день – 20 июля (2 августа)
Финны