Статьи / Вепсский костюм

Вепсский костюм


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Одежда

Первые сведения о вепсской одежде относятся примерно к X-XIII вв. Они крайне фрагментарны и касаются в основном видов тканей и украшений. По раннесредневековым источникам практически ничего нельзя сказать о покрое одежды и ее отдельных видах. Материалом для изготовления древневепсской одежды служили лен, конопля, овечья шерсть. Ткани производились на ткацком стане в домашних условиях. Древние вепсы в основном использовали два приема тканья: полотняное и саржевое переплетение. Пояса, тесьму, ленты плели на вилочке, ткали на дощечке. Верхняя одежда у мужчин и женщин шилась из сукна, обычно бурого цвета. Но бывали сукна и красноватого тона, возможно, это результат окраски сукна из белой шерсти. Женщины опоясывались плетеными поясками, очень напоминающими современные. Применялось также белое, очень тонкое полотно, образцы которого до нас дошли в очень мелких (1-2 см) образцах. Для изготовления зимней верхней одежды использовался мех домашних и диких животных. Прохождение великого торгового пути «из варяг в греки» вблизи земель древних вепсов способствовало появлению в их одежде шелковых тканей из восточных стран. Интересной находкой древневепсских курганов являются фрагменты воротников из плотного безузорного шелка фиолетового цвета с золотой вышивкой. Скорее всего, они принадлежали зарождавшейся среди веси феодальной знати.
В раннем средневековье среди женщин народа весь господствовал поясной комплекс одежды, еще в XIX в. бытовавший у многих прибалтийско-финских народов. Об этом свидетельствует, например, одно из женских захоронений могильника Гайгово на Ояти. Обнаруженные фрагменты шерстяных тканей в нем были расположены ниже пояса и представляли собой частицы поясной одежды. Это не означает, однако, что весянки в древности не знали плечевой одежды. По мнению исследователей, в раннем средневековье среди них была распространена накидка-плащ (вроде древнерусского корзна). Основанием для такого предположения является обилие найденных в курганах парных фибул, служащих для укрепления одежды на плечах. Обнаруженные одиночные фибулы возможно играли роль застежки и украшения женских рубах. Такая черта женского костюма была характерна для ряда прибалтийско-финских народов. Она отразилась во многих этнографических источниках более позднего времени.
На предплечьях одежда крепилась парными овально-выпуклыми фибулами-застежками западноевропейского, точнее скандинавского происхождения. Наиболее часто встречались двускорлупные фибулы: верхняя, иногда позолоченная «скорлупка» накладывалась на нижнюю гладкую, по ободку которой шел орнамент. Поверхность фибулы покрывалась узором в виде ленточного плетения, изображениями переплетающихся чудовищ, стилизованных масок. Фибулы соединялись друг с другом цепочками или низками бус. Вместо скорлупообразных фибул могли использоваться подковообразные. На груди (в центре) располагалась трилистная или щитообразная фибула тоже скандинавского происхождения. На руках носили массивные бронзовые браслеты. Выпуклая, ажурная верхняя часть браслета украшалась кусочками драгоценных металлов. К парным фибулам на длинных спиральках подвешивались пластинчатые и объемные подвески-уточки, бубенчики, бусы-«флакончики», ножи в ножнах и т. д., характерные для финно-угорского мира.
В XI в. многие западноевропейские вещи исчезают, вместо них появляются разнообразные древневепсские украшения, изображающие птиц и животных, к которым в свою очередь подвешивались на цепочках колоколообразные подвески, привески в виде лапок водоплавающих птиц, так называемые шумящие украшения, при движении издававшие мелодичные звуки.
Помимо фибул, весянки украшали свой наряд множеством других ювелирных изделий, располагая их на груди, поясе и руках. Эти декоративные предметы были как собственного производства, так и импортного западноевропейского происхождения. В Х в. в комплект женских украшений обязательно входили железные, бронзовые или серебряные гривны из Финляндии и Прибалтики, бусы из сердоликовых, стеклянных и пастовых глазчатых бусин, массивные бронзовые браслеты, парные фибулы. К последним на длинных спиралях или цепочках подвешивались подвески-уточки, бубенчики, бусы-«флакончики», ножи в ножнах.
В XI в. количество украшений в древневепсском женском костюме увеличилось. Появились новые предметы не только декоративного, но и утилитарного назначения: копоушки, кресала для высекания огня, ключи-амулеты. Многие западноевропейские изделия исчезли. Большое место среди украшений стали занимать шумящие подвески в виде птиц и животных, издающие при движении мелодичный звук и, тем самым, отгоняющие злых духов.
В XI-XII вв. в наборе древневепсских ювелирных изделий сказывается влияние славян. Весянки носят на голове новое украшение - бронзовые и серебряные височные кольца.
Для XII-XIII вв. характерны конические шумящие изделия с бутылкообразными или лапчатыми привесками, бронзовые бусы с припаянными кружочками, височные кольца, браслеты. В целом, в этот период древневепсские женщины используют в своем наряде значительно меньше украшений, чем прежде.
Ворот мужских рубах скреплялся с помощью застежек со спирально скрученными концами. Обязательный элемент костюма – кожаный пояс, украшенный несколькими железными или бронзовыми бляшками. Концы пояса оформлялись кольцом и пряжкой, часто орнаментированными. В древности среди вепсского мужского населения был распространен обычай ношения поясного ножа, который обычно находился у правого бедра. Такая манера ношения ножа до недавнего времени сохранялась у вепсов и карел-ливвиков.
Как свидетельствуют найденные в курганах кочедыги, одним из видов древневепсской обуви была плетеная из бересты.
Во второй половине XIX - начале XX в. вепсская одежда подверглась сильному русскому воздействию и влиянию города, что отразилось также и в терминологии. Причем, заимствованные вепсами названия одежды на русском языке не всегда соответствовали их русским формам. Так, например, у вепсов штофник - женская шуба, у поморов - косоклинный сарафан из штофа и т.д.
Ныне народную одежду не носят, лишь отдельные предметы старых нарядов сохраняются в сундуках старух. Из традиционных элементов одежды продолжают бытовать женские головные платки, шерстяные рабочие юбки, в меньшей мере полусуконные кафтаны, а также толстые теплые вязаные изделия.

География
Ленинградская обл/Лодейнопольский р-н/Гайгово д
Топографические ориентиры/Оять р.

Библиография
Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в.: Этнографические очерки. – Л., 1983. – 332 с.
Винокурова, И. Ю. Полевые записи 1982 г. (Радогощинский с/с). // АКНЦ, ф.1, оп.50, № 677.
Винокурова И.Ю. Традиционные праздники вепсов Прионежья (конец XIX - начало XX в.). – Петрозаводск, 1996. – 139 с.
Кочкуркина С.И. Древние вепсы по археологическим материалам / С.И. Кочкурина. URL: http://www.vepsia.ru
Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов. – Петрозаводск, 1990. – 126 с.
Народы Европейской части СССР. Т. 2. – М.: Наука, 1964., С. 364 –373.
Пименов В.В. Этническая принадлежность курганов юго-восточного Приладожья. //СА, 1964. – № 1, С.88-98
Сайт о вепсской культуре VEPSIA.ru. История и современность. URL: http://www.vepsia. ru, С.88-98