Статьи / Духи предков

Духи предков


Рубрикатор / Этническая культура/Этнические общности/Вепсы
Рубрикатор / Этническая культура/традиции/Верования

Духи предков появились более поздно по сравнению с духами природы. Самые ранние из них относились ко времени родового общества, они представлялись защитниками родового очага. Это – домовые, домашние хозяева («перть-ижанд», «коди-ижанд»). С появлением отдельной семьи они стали ее покровителями. Они следят за порядком в доме, способствуют благополучию. Это добрые духи. «Перть-ижанд» (домовой) живет под печкой, показывается людям очень редко. Он бывает похож на хозяина дома, а чаще предстает в виде маленького старичка. Любит кошку и ночами гладит ей шерсть. Когда в доме появляются новые члены, ребенок, котенок, – их подносят к печной заслонке и говорят: «Коди-ижанд, прими нашего ребенка. Следи за ним, помоги растить».
К «коди-ижанд» примыкают и «танас-ижанд» – дворовый хозяин, и «рига-ук» – ригачный дед. Дворовый хозяин следит за скотом, ему скот подбирают в масть, если же она ему не понравится, – изведет, изломает. Он показывается то в виде старичка, который зажигает свет в хлеву, то в виде крысы, лягушки. Ригачник охраняет зерно в риге, но он бывает и злым. У одного мужика два раза сгорала рига. Ему сказали, чтобы он в новой риге переночевал. Он спрятался, ночью пришел ригачник, стал угли в печке раздувать, мужик и схватил его, стал бить. Он весь шерстяной (ригачник). Его мужик бьет, а тот приговаривает: «Фикха-ваех, фикха-капсь!» – скажи слово, скажи два! Мужик обозлился и говорит: «Я тебе скажу слово!» А ригачник и пропал.
К домашним духам примыкает «кюдьбять-ижанд» (банный хозяин). Он злой, мучает людей в бане, предстает в виде человека голого, лохматого. Забирает к себе детей. К духам-предкам относятся мертвецы-родители. Это добрые духи. Их часто, особенно в праздники, посещают на кладбищах, оставляют приношения, советуются с ними о житейских делах. Так, невеста и жених перед свадьбой обязательно ходят на кладбище, где советуются с «родителями», просят их благословения. Эти мертвецы являются защитниками живых перед «недоброй силой», которой являются духи третьей категории – «нечистые мертвецы». Это люди, умершие не своей смертью, злые колдуны и т.п. Они вредят людям, их надо опасаться. Для этого существуют различные магические приемы их обезвреживания, вроде упомянутого осинового кола.
Подобные верования известны у всего населения Межозерья. У всех народов на этой территории существовала фактически единая культура. Если в настоящее время лишь у вепсов сохранились подобные пережитки, то это связано с тем, что вепсы, по сравнению с русскими и карелами, живут в более глухих местах и меньше подвержены воздействию современной культуры. Если средневековые источники редко отмечают вепсов, то, видимо, именно потому, что они мало отличались в культурном отношении от остального населения. И не удивительно, если учесть, что средневековые славяне в этой местности – это в значительной степени ославяненные финны, что они родственны и генетически, и по культуре местному населению. Это единство сохраняется и в наше время.

Библиография
Азовская Л. П. Вепсы // Ленинградская панорама. – 1990. - № 4., С. 30-32.
Алексеев В.Н. В поисках предков. – М., 1972., С. 30-32.
Пименов В. В. Вепсы : очерк этн. истории и генезиса культуры / В.В. Пименов.– М.; Л., 1965.– 264 с., С. 30-32.